воскресенье, 25 марта 2018 г.

Как создают картины?


Вначале я хотела написать просто пошаговый урок-статью о том, как создавала рисунок. Затем решила, что все тонкости рисования карандашом не передать в одной статье. А писать общие принципы бессмысленно. Гугл и так выдаст кучу статей с советами, если захотите научиться рисованию. Поэтому я специально избегала описания механической работы.


Зато, я расскажу о том, как проходит процесс работы над рисунком, как возникает идея, как я
ее формирую и осуществляю. 
Все происходит в четыре этапа:

  1.       Идея
  2.       Поиск модели
  3.       Основная работа
  4.       Последние штрихи

1.     Идея

Если вы думаете, что художники всегда знают, что они хотят нарисовать, то вы ошибаетесь. Иногда идеи действительно возникают сами по себе, только даже такие вспышки вдохновения требуют детальной проработки. Их формируют в голове, дают определенное название, оценивают оригинальность. 70% таких внезапных идей становятся неосуществимыми или примитивными уже на первых этапах. А чаще всего ты ходишь и думаешь, чего бы нарисовать, чтобы было интересно, оригинально и красиво.

В этот раз мне пришла гениальная идея «Надо что-то нарисовать для блога». Представьте, как художник рисует «что-то», даже не в состоянии дать этому название. Так и зародилось современное искусство, где нос засовывают в глаз и продают за миллионы.

Вернемся к идее для блога. После недолгих раздумий я решила, что хочу нарисовать человека в необычной позе. Это уже не «что-то», это уже можно представить в голове в виде реальной картинки.

Искать в интернете подходящую фигуру человека так же легко, как Ивана Иванова в «Одноклассниках».  Гугл требует больше конкретики. Пришлось додумывать. В конце решила нарисовать сидящую фигуру. Пол и возраст не важен.



Итак, идея сформировалась: хочу нарисовать сидящую фигуру человека, причем в необычной позе.

2.     Поиск модели


Осталось найти подходящее фото. Здесь сгодятся уже и стоки интернета, там тоже можно найти что-то стоящее.

А нет, нельзя…

30 минут поисков доказали обратное. За это время я нашла фигуры, даже сидящие фигуры, только все они давно знакомы каждому, часто мелькали в рекламе. Надоели и не вызывали никакого интереса. Пришлось искать среди фотографий друзей и знакомых.

Стивен Кинг писал, что муз (у него муз, а не муза) приходит не по волшебству, а если вы сами запихнете его в тот чулан, в котором работаете. Я с этим согласна. Хотите вдохновения – сами ищите, а не ждите прекрасную фею по 30 лет. Кстати, у Кинга это не фея, а бородатый дядька с сигаретой. 

Итак, я взялась за друзей. Перевернула инстаграм, потому что фотографий хорошего качества там больше. Долго сидеть и выбирать не пришлось. В голову сразу пришла мысль.

Есть у меня один любимый блогер, Сильвия Саакян. В ее блоге нет ничего сверхъестественного. Она не прыгает с парашютом, не ест на камеру живых лягушек, не делает обзоры на новые бренды. Блогер рассказывает о жизни и дает советы по психологии, готовки, интернет покупкам. Однако ее рассказы 2 года  вдохновляли меня на новые начинания: изучать психологию, правильно питаться, заняться спортом. Тут я раздавила двух зайцев: поймала этого несчастного муза и нашла способ отблагодарить Сильвию.

Я зашла в ее инстарграм и нашла подходящее фото. В одном из уроков Главреда по написанию статей я вычитала для себя правило: если ты пишешь о другом человеке (или рисуешь его), не будь свиньей, спроси разрешения. Даже если у тебя только положительные намеренья, человеку может просто неприятно, что его личную информацию используют без его ведома. Поэтому я написала Сильвии о том, что хочу ее нарисовать для своего блога и на следующий день получила согласие. Ничего сложного, зато совесть чиста.



3.     Основная работа


Я использовала простые карандаши. Процесс происходил в 3 этапа: наброски, построение, штриховка.

Наброски


Никогда ничего не получается с первого раза. Чтобы сделать хорошо, нужно переделать 10 раз. Сделать очень хорошо - переделать 100 раз. Наброски – тот этап, где я совершаю миллион ошибок. Это черновик, который увидит только сам художник.

Во время работы я ловлю характер, особенности человека, строю его пропорции. С первого раза уловить все не получится, поэтому я сотню раз стираю и рисую заново, чтобы было похоже на оригинал.

Я делаю наброски в небольшом альбоме, формата А5. Это удобно. Такая тетрадка всегда под рукой и в ней хранятся предыдущие работы, которые иногда приятно полистать.



На этот раз я отдельно нарисовала фигуру и отдельно лицо, чтобы лучше знать пропорции.Так как это наброски, я не заморачивалась по поводу пропорций, главное - добиться сходства.




Я потратила на эскизы 4 часа, но добилась портретного сходства. Когда ты загораешься работой, то важнее становится результат, а не затраченное время.  И вот мои наброски стали похожи на оригинал фотографии.

Главная задача этого этапа: понять, что предстоит рисовать и на чем делать акцент.

Построение


На листе бумаги, который в конце станет готовым рисунком, я строю человека. Вымеряю каждый сантиметр  без помощи линейки, только карандашом. За 5 лет к этому привыкаешь, и процесс кажется легким.

Первоначально я построила фигуру. Причем в общих формах: кружочки, треугольники, квадратики. 




Затем я прорисовала каждую часть тела подробно. То же с платьем и туфлями.







Затем рисую лицо. В первую очередь рисую линии, пропорции, которые одинаковые у каждого человека. Это расстояние между глаз, от бровей до волос, от носа до бровей и т.д. 
Затем рисую черты лица, которые присуще только этому человеку. Если на первом этапе я создаю скелет, то здесь наращиваю на него мышцы и кожу. Корректировать нужно до сходства с оригиналом.




Эта работа вызывает у меня мало вдохновения. Строить, измерять каждый сантиметр - это скучно.

Главная задача этапа: сделать похоже на оригинал.

Штриховка


Заключительный этап - нанесение света и тени. Художники рисуют карандашами двумя способами: тушевка и штриховка. Всех нас дрессируют использовать академический штрих. Я не исключение, тушевку применяю только в набросках.





Штриховкой создают объем. Чем лучше художник видит свет\тень и изображает их на бумаге, тем больше оживает рисунок. Я не буду судить, насколько ожил мой рисунок. Надеюсь, что за годы практики я научилась отличать черный от белого, темный от светлого.

Главная задача этапа: сделать реалистично.

4.     Последние штрихи

Итак, процесс окончен. Я откладываю работу на пару часов, иду пить кофе, читать книжку, болтать по телефону. Затем возвращаюсь к рисунку, чтобы добавить деталей: тщательнее прорисовать волосы, затемнить туфли, осветлить те участки, на которые падает свет. Это завершающий этап, после которого я уже ничего не исправляю, а публикую работу.  

В случаи с Сильвией я корректировала не больше часа. Это та стадия, на которой не поможет никакая техника, только навыки художника и умение видеть.




Единственный критерий качества: похоже\непохоже. Насколько получилась похоже моя работа, определять уже не мне.  

2 комментария: